Лавиноопасный период даже в низкогорье Западного Алтая, в Южно-Алтайском нагорье и Саур-Тарбагатае продолжается с ноября по апрель.
На Алтае регистрируются лавины всех генетических типов, но наиболее распространены лавины, обусловленные снегопадами, либо снегопадами в сочетании с метелями. На их долю в среднем приходится более 60%, а в отдельные годы – до 80% всех зарегистрированных лавин.
Подавляющее количество лавин сходит во время снегопада либо в течение 2 суток после его прекращения. Толщина старого снега при этом составляет чаще всего не менее 40 см, а приращение толщины снежного покрова за снегопад более 15 см. Снегопады с приростом более 30 – 40 см, как правило, сопровождаются массовым сходом катастрофических лавин в большом диапазоне высот и ориентаций. Именно такими снегопадами были вызваны, к примеру, катастрофические лавины в марте 1966 г., 13 – 15 февраля 1973 г., 17 – 19 ноября 1976 г. и 24 – 28 марта 1977 г. Сход таких лавин сопровождается мощной воздушной волной. Скорость движения достигает 50 – 60 м/с, а высота фронта лавинного потока достигает 40 м.
По данным наблюдений обнаруживаются вполне отчетливо территориальные различия в режиме лавинообразования. В низко- и среднегорье Западного Алтая наибольшей лавинной активностью характеризуется февраль – март, во внутригорных его районах максимум сдвигается на март – апрель. В низкогорье Западного Алтая по данным многолетних наблюдений на СЛС Серебрянск, до 50% всех лавин за сезон приходится на февраль, на этот же месяц приходятся и наибольшие по объему лавины; подавляющее их количество обусловлено снегопадами, нередко в сочетании с метелями.
Во внутригорных мало- и умеренно снежных районах Алтая наиболее распространены и опасны мокрые лотковые лавины весеннего снеготаяния. Максимальное их количество приходится на март – начало апреля. Они наибольшие и по объему. Интенсивное сублимационное разрыхление с формированием сыпучих слоев глубинной изморози создает условия для формирования лавин сублимационного диафтореза, однако в чистом виде эти лавины, по-видимому, являются редким исключением, и для обрушения снежных масс по слоям глубинной изморози, как правило, необходим дополнительный импульс. В подавляющем большинстве случаев таким импульсом является увеличение снеговой нагрузки при снегопадах.
Для территории Алтая в целом характерны два пика лавинной активности – первый небольшой в декабре в условиях интенсивного метелевого перераспределения снега в верхнем поясе гор, второй – значительный - приходится на период весеннего увеличения осадков и температуры воздуха (март — май).
Количество лавин изменяется в широких пределах как по территории, так и по времени. По наблюдениям в низкогорной зоне западного Алтая, там сходит 40 – 60 лавин за зиму. В среднегорной зоне Алтая в отдельных долинах число сходящих лавин изменяется от 50 – 60 до 400, а в высокогорной (бассейны рек Аккем и Мульты) до 250 – 500.
Особую группу представляют фирновые и ледяные лавины, отмеченные только в нивальной зоне хребтов Центрального Алтая. На крутых склонах фирновых полей ледников с начала лета происходит промачивание толщи снега, что вызывает срыв не только слоев зимнего снега, но и фирна. Такие фирновые лавины наблюдались в массиве Белухи. Ледяные лавины имеют место в пределах ледопадов на долинных ледниках (Актру, Маашей, Братьев Троновых) и на висячих ледниках. От висячего ледника на вершине Кара-Таш в бассейне Актру регулярно обрушиваются значительные порции льда. К группе ледяных лавин автор относит обрушение висячих наледей, образование которых связано с наличием избыточного осеннего увлажнения и промерзанием грунтов.
В мало- и умеренно снежных внутригорных районах Алтая большинство лавин приурочено к наиболее снежным северным, восточным и западным склонам, тогда как на южных склонах лавины – явление весьма редкое. В периферийных же многоснежных районах Западного Алтая лавины со склонов южной четверти горизонта – обычное явление.
Объемы сходящих лавин на Алтае изменяются в очень значительных пределах: от нескольких кубических метров до 1,5 млн. м.куб. В низкогорье крайне редки случаи схода лавин более 10 тыс.м.куб. Чаще всего – это мелкие осовы. С ростом абсолютных высот наблюдается увеличение объема лавин, что обусловлено продолжительностью периода накопления снега и большой площадью снегосборных бассейнов. В альпийском и субальпийском поясах в многоснежные зимы возможны лавины объемом 150 – 500 тыс.м.куб. и более. В Западном Алтае известны случаи схода лавин до 1 млн.м.куб. Энергия лавин здесь так велика, что в долинах с V-образным поперечным профилем значительные массы лавинного снега выплескиваются на противоположный склон на высоту до 50 – 70 м. Лавинами здесь поражается до 75% длины долин, а длина пути лавин зачастую исчисляется несколькими километрами. Пригребневые участки хребтов Коксуйский, Холзун, Ивановский характеризуются выровненной нелавиноопасной территорией. Лавины – осовы объемом до 10000 м.куб. сходят здесь лишь со склонов невысоких гряд, возвышающихся над водораздельными плато. Для среднегорной части Западного Алтая, где большая часть территории занята хвойно-лиственным лесом и сеть лавинных очагов разрежена, характерны лавины объемом менее 1000 м.куб. В низкогорье Западного Алтая преобладают лавины объемом от 50 до 500 м.куб. – 73% общего числа, 12% лавин достигают 1000 м.куб., 10% - 2000 м.куб., 5% - 3000 м.куб.
В центральной и восточной частях Алтая территории с сильной лавинной опасностью приурочены к высокогорным районам (более 3000 м) хребтов Коксуйского, Холзун, Северо- и Южно-Чуйского. Значительно менее широко они представлены в хребтах Сарымсакты и Южный Алтай, горном обрамлении Телецкого озера и практически отсутствуют на юго-востоке горной системы – в верховьях рек Аргут, Чуя, Башкаус и Чулышман. Одним из наиболее лавиноопасных районов Центрального Алтая являются верховья реки Катунь. Наибольшей опасностью характеризуется альпийское высокогорье наветренных склонов ближе к водоразделу Катунского хребта. Так в западной его части количество лавинных очагов на 1 км дна долины достигает 8, объемы лавин исчисляются сотнями тысяч м.куб., а повторяемость лавин из одного очага достигает нескольких раз в год. Высокой степенью лавинной опасности характеризуется и обширная территория к востоку от массива г. Белухи – глубоко- и среднерасчлененное высокогорье в среднем течение г.Аргут. Лавины здесь сходят ежегодно, объем исчисляется сотнями тысяч м.куб.
Существенные площади занимают районы с незначительной лавинной опасностью, где распространены лишь единичные лавины или участки с редкой сетью маломощных лавин, которые сходят в исключительно многоснежные годы. К ним относятся среднерасчлененные среднегорья внутренних районов Северного и Центрального Алтая — хребты Бащелакский, Ануйский, Чергинский, Семинский, а также слаборасчлененные низкогорья Северо-Восточного Алтая в бассейне р. Лебедь. Отмечены лавины малой мощности, которые не способны образовать прочесов в лесу. Объем лавин не превышает 10 тыс. м.куб. Незначительная лавинная опасность существует на склонах хребтов Монгун-Тайга и Чихачева. Здесь могут наблюдаться сходы лавин только в многоснежные зимы. Объем лавин не превышает 1000 м.куб.
В соответствии с межгодовой изменчивостью синоптико-метеорологических условий и снежности, лавинная активность существенно изменяется от года к году. Периоды повышенной и пониженной (относительно нормы) лавинной активности последовательно чередуются, причем продолжительность каждого из них может быть существенно различной. Периодически наблюдается резкий всплеск лавинной активности, что проявляется в массовом образовании катастрофических лавин.