Планирование маршрута, наряду с моим собственным прогнозом лавин, является основным инструментом для минимизации рисков. Этот процесс позволяет мне спокойно обдумывать маршрут, не отвлекаясь на другие факторы, связанные с поездкой по бездорожью: например, катание на лыжах слишком увлекает, или дуют ветры со скоростью 80 км/ч. Тем не менее, для того чтобы хорошо научиться планировать маршруты, требуется время, так что устраивайтесь поудобнее. Давайте погрузимся в этот урок о лавинах и планировании туров.
Планирование маршрута 101
Прежде чем перейти к зимнему планированию маршрутов, вам нужно познакомиться с базовыми навигационными инструментами. Топографическая карта — это карта, показывающая рельеф или топографию определенной местности. Следующим шагом будет обучение использованию как GPS, так и компаса, чтобы вы могли определить свое местоположение в плохих погодных условиях или при ошибочном повороте. Приложения GPS на смартфонах, такие как Gaia, Caltopo или OnX, в настоящее время стали весьма функциональными и, похоже, являются основными инструментами. Путеводители могут значительно упростить многие из описанных ниже навыков, однако они сильно различаются по доступности и уровню детализации. Найдите тот, который вам нравится, и ознакомьтесь с ним. Обучающие материалы можно найти на веб-сайтах большинства приложений.
Теперь, когда вы потратили время на то, чтобы научиться читать топографическую карту и определять свое местоположение, внимание смещается на зимнюю сторону вопроса. Заснеженные горы представляют множество опасностей, которые летом обычно не возникают. Более короткие дни, более низкие температуры, лавины и глубокий или плотный снег усложняют планирование зимнего маршрута (и делают его более увлекательным) по сравнению с летними походами. Как и в случае с любыми новыми навыками, связанными с рисками, тренируйтесь в знакомых местах, прежде чем применять их в незнакомых.
Пример планирования маршрута на перевале Титон
Для лыжника на пересеченной местности в горах Титон мало мест более знакомых, чем вершина перевала Титон. Я использую перевал Титон в качестве примера, но советую вам повторить этот процесс на знакомых вам территориях. Здесь я использую скриншоты из Caltopo, но подойдет любая карта или программное обеспечение для составления карт.
Во-первых, выберите маршрут, по которому вы уже ходили. В данном случае я планирую маршрут на Эдельвейс по перевалу Титон. Нарисуйте ваш обычный маршрут.
Определите ориентиры и контрольные точки, которые вы уже используете для навигации. Наша цель — научиться ориентироваться по тому, что мы видим перед собой (эффективно), вместо того чтобы доставать телефон или GPS (иногда это необходимо, но не всегда эффективно). Представьте себя на местности и постарайтесь визуализировать, как она будет выглядеть. Процесс визуализации и описания маршрутов займет некоторое время. Стремитесь к деталям в описании ориентиров и контрольных точек. Это сослужит вам хорошую службу, когда маршруты станут сложнее, а лавинная опасность — реальной. Пример нашего маршрута на Эдельвейс (начало на стоянке на вершине).
- Следуйте по летней дороге. Подъем должен быть слева.
- Вторая стрелка — наша контрольная точка. Летняя дорога заканчивается на перевале, и справа начинается пологий овраг, по которому мы спустимся.
- Мы спускаемся к долине ручья, текущего с юга на север, это еще одна контрольная точка. Поднимитесь по оврагу, проходя под открытым пространством с небольшим оврагом слева по ходу подъема.
- Наконец, мы идем по широкой гряде, которая находится слева от короткого, но хорошо очерченного оврага. Эта гряда временами плохо обозначена, но ведет к вершине, избегая чаш, оврагов и водоразделов по обе стороны.
Планирование маршрута 102
Учет угла наклона и лавиноопасной местности
Теперь, когда мы уже не заблудимся на пути к горным вершинам, нужно убедиться, что нас не накроет лавина по дороге. Начнем с изучения углов наклона. К счастью, большинство приложений для картографирования имеют инструмент для определения углов наклона. Это позволяет нам накладывать углы на местность в виде цветной схемы, как на изображении ниже. Обязательно ознакомьтесь с легендой внизу экрана.
Этот инструмент может упростить задачу избегания лавиноопасной местности. Достаточно держаться подальше от крутых склонов и не находиться под ними. Это проще сказать, чем сделать, и даже наш маршрут на Эдельвейс, который обычно считается "безопасным", не всегда соответствует этому правилу, так как он проходит под несколькими известными лавиноопасными участками.
К сожалению, этот полезный инструмент имеет несколько серьезных ограничений. Эта теневка может быть такой же точной, как и карта. В нашем случае это 12-метровые контуры, но в других районах они могут быть и по 30 метров. Это может замаскировать небольшой лавиноопасный участок под что-то более безобидное. Как и во всех подобных ситуациях, информация, которую вы видите на карте, не всегда должна приниматься за истину, если на местности что-то выглядит иначе. Помните, это всего лишь план, и планы могут измениться с появлением новой или более точной информации.
Добавление прогноза лавин
Начинать с местного прогноза лавин — отличная идея, но не забывайте, что это всего лишь общее представление о большой зоне, составленное специалистами в 5 утра, и никто из прогнозистов не поедет с вами, чтобы помочь с принятием решений. По этой причине я призываю всех пользователей пересеченной местности всех уровней начинать составлять свои собственные прогнозы лавин в дополнение к местным. Цель — научиться превращать эти прогнозы в локальный прогноз на конкретный склон.
Первый шаг — использовать лавинные проблемы из прогноза и наложить их на ваш маршрут. Если вам нужен наглядный пример, посмотрите обучающее видео, как это сделать. Они предлагают огромную библиотеку руководств для всех популярных приложений по картографированию и настоятельно рекомендуются. Это видео посвящено картированию постоянного слабого слоя, но его можно применить к любой лавинной проблеме.
Если вы составляете прогноз для себя на знакомом маршруте, это также отличное время для внесения изменений в прогноз, связанных с особенностями рельефа. Проверьте свою память на детали! Например, я могу изменить уровень опасности снежных заносов на основе своих знаний о направлении ветра и характере осадков на конкретном участке местности.
Время
Важность времени при планировании маршрута сильно варьируется в зависимости от лавинных проблем, типа маршрута и последствий задержки (или преждевременного прибытия). По этой причине стоит иметь методику или метрику, которая поможет вам спланировать время. Для тех, кто любит математику и имеет свободное время, метод Мюнтера — отличный инструмент, который может обеспечить довольно точные расчеты времени. Однако предупреждаю, это немного сложновато и заслуживает отдельного обсуждения.
Для тех, кто не склонен к математике или планирует простые маршруты, подойдет простой расчет скорости подъема с небольшим запасом времени для катания и переходов. Этот показатель может варьироваться от нескольких сотен метров в час до нескольких тысяч, в зависимости от вашей физической подготовки и условий передвижения. Многие часы и приложения выдают эти данные почти мгновенно, но если вы не пользуетесь ими, можно вычислить свой темп. Для этого возьмите общий подъем маршрута и разделите его на время, за которое он был пройден. Например, если маршрут имеет перепад высот 900 метров и был пройден за 2,5 часа, то скорость подъема составила примерно 360 метров в час (900 м/2,5 ч).
Этот метод подходит для маршрутов с минимальными препятствиями, без сложной навигации. Тем не менее, он становится менее точным, когда маршруты становятся более сложными или условия меняются, или если вы делаете долгие перерывы на обед или ремонт снаряжения.
Подведение итогов
Найти эффективную и результативную систему планирования маршрутов потребует времени и нескольких попыток. У вас всегда должен быть план B на случай любых условий. Иногда это другой, более близкий или менее крутой склон, а иногда — просто спуск назад к машине. В любом случае, когда ваша цель — научиться или попробовать новый навык, убедитесь, что вы можете выйти из маршрута на любом этапе. Постепенно осваивайте эти навыки в знакомой местности и со знакомыми снежными условиями. Примите тот факт, что сначала все будет идти с трудом — это значит, что вы учитесь!
Источник: https://www.voile.com/blog/avalanches-and-tour-planning/