Во время катания на лыжах или сноуборде в дикой местности большую часть времени мы проводим, медленно поднимаясь в гору, чтобы достичь своей цели. Логично предположить, что к подъему нужно относиться так же серьезно, как и к спуску. По мере того как катание в дикой местности становится все более популярным, важно критически подходить к созданию качественной лыжни, чтобы минимизировать пребывание в лавиноопасных зонах и углубить знания о горах. Давайте разберемся, как правильно прокладывать лыжню.
О риске и уязвимости
Во время подъема мы, безусловно, находимся в самой уязвимой позиции по отношению к лавинным опасностям. Мы движемся медленно, часто близко друг к другу, наши крепления могут быть зафиксированы, и мы обычно одеты в базовые слои или с полностью открытыми вентиляционными отверстиями на верхней одежде. Хотя последствия попадания под лавину одинаковы как при подъеме, так и при спуске, стоит отметить, что многие меры предосторожности, которые мы принимаем для управления лавинными рисками при спуске, не всегда возможны при подъеме.
Меры предосторожности при прокладывании лыжни
Без должных мер по снижению уязвимости единственным способом уменьшить опасность является устранение (или значительное сокращение) риска. Это сводится к правилу: «проложите лыжню в безопасном месте», как учат на многих лавинных курсах. Точно так же, как следы на склоне не гарантируют его безопасность, наличие лыжни не означает отсутствие лавинного риска. Каждый лыжник и сноубордист обязан уметь распознавать лавиноопасные участки и не следовать слепо по существующей лыжне только потому, что она уже проложена. Если вы решаете довериться существующей лыжне, убедитесь, что она избегает лавиноопасных зон.
Следите за уклонами над вами, избегайте опасных участков ниже, оставляйте буфер для ошибок и будьте готовы проложить новый след, если необходимо. Иногда единственный способ достичь лыжной трассы — пройти через лавиноопасную зону, но я оставляю такие маршруты для тех дней, когда уверен в стабильности снежного покрова и все участники группы осознают и принимают связанные с этим риски.
Путешествие по зимней стране чудес.
Время для наблюдений
Так как большую часть времени дня мы движемся медленно, лыжня предоставляет прекрасную возможность для наблюдений за состоянием снежного покрова. На курсах по лавинной безопасности обычно учат различным быстрым и качественным тестам, которые можно проводить во время подъема. Это могут быть ручные срезы, использование лыжной палки для зондирования или прокладка нового следа в свежем снегу. Все это помогает собирать информацию в течение дня, что влияет на наши решения относительно катания и лавинных рисков. Хорошие решения основаны на точной интерпретации полученной информации. Чем больше качественных данных, и чем лучше мы умеем их интерпретировать, тем увереннее наши решения.
Важно не только собирать информацию, но и уметь правильно ее анализировать и применять. Общение в группе и обсуждение наблюдений во время привалов — это отличная возможность для совместного анализа собранных данных.
Сохранение энергии
Современное легкое и эффективное туристическое снаряжение делает катание на лыжах более доступным и приятным. Однако такое снаряжение позволяет прокладывать более крутые и неудобные лыжни, что требует больше энергии. Большинство из нас поднимается в гору ради последующего спуска, а не как основной вид активности. Поэтому логично минимизировать энергозатраты на подъеме, чтобы сохранить силы для спуска. Это особенно важно, если планируются несколько подъемов; если вы знаете, что будете подниматься по одной лыжне несколько раз, слишком крутая трасса только усложнит задачу.
Создание трассы, которая понравится любителям многокругового катания и любителям бездорожья.
Использование подъемников на креплениях
Когда я прокладываю лыжню, я мысленно сравниваю использование подъемников на креплениях с полным приводом на автомобиле. Лыжи без подъема — это как передний привод: самая эффективная, но ограниченная тяга. Низкий подъемник — это полный привод на высокой передаче: менее эффективен, но обеспечивает хорошее сцепление. Высокие подъемники — это полный привод на низкой передаче: крайне неэффективны, но дают максимальное сцепление на крутых участках.
Первый, кто прокладывает лыжню, почти всегда имеет лучшее сцепление, а каждый последующий ухудшает это сцепление, делая лыжню скользкой. Поэтому я стараюсь минимизировать использование подъемников, чтобы найти более пологий маршрут. Однако бывают ситуации, когда крутые участки необходимы для обхода препятствий.
Гармония с рельефом
Хорошая лыжня помогает подняться на вершину с минимальными затратами энергии, избегая лавиноопасных участков и давая возможность наблюдать за снежным покровом. Отличная лыжня также гармонично вписывается в ландшафт горы.
Часто рекомендуют угол подъема в пределах 12°–15°. Я с этим частично согласен. Я считаю, что оптимальный угол — это тот, который лучше всего соответствует рельефу местности. Хотя низкий угол подъема обычно более эффективен, важно уметь преодолевать крутые участки, когда это необходимо.
Эффективное перемещение по горам с Мэттом Зией и командой.
Планирование прокладки лыжни
Когда я поднимаюсь в горы, я всегда стараюсь планировать свои повороты заранее, чтобы понять, где стоит идти плавно, а где — круче. Я стараюсь минимизировать использование подъемников, чтобы контролировать угол подъема. Я также ищу естественные «рампы», чтобы разбить крутые участки на более пологие, и выбираю удобные места для изменения направления.
При этом важно избегать постепенного увеличения угла подъема, что может произойти, если не обращать внимание на рельеф вокруг. Используйте деревья и другие вертикальные ориентиры, чтобы калибровать ощущение угла подъема.
Дополнительные соображения
Одной из распространенных ошибок при прокладывании лыжни является постепенное попадание на более крутой рельеф из-за сосредоточенности на небольшой части склона. Когда мы смотрим только на снег под ногами, легко незаметно увеличить угол подъема. Изменение уклона может быть незначительным: например, вы окажетесь на крутой стороне хребта или между деревьями, и это станет очевидным только на втором круге. Я напоминаю себе держать голову поднятой и использовать постоянные природные ориентиры, такие как вертикальные стволы деревьев и профиль хребтов, чтобы оценивать крутизну.
Когда необходимы крутые участки и резкие повороты, я стараюсь сделать крутой подъем на прямом участке между поворотами, а сами повороты выполнять под меньшим углом. Это помогает сохранять равновесие во время поворота и снижает вероятность соскальзывания.
Если рельеф позволяет, проще сделать один длинный диагональный подъем по склону между плоскими участками, чем пытаться выполнять крутые повороты по краям склона или на узком участке. Исключение составляют случаи, когда лыжня прокладывается для избежания лавиноопасных зон или когда хочется сохранить идеальный склон для чистого, плавного спуска. При этом более плавная лыжня может быть длиннее, чем крутая, но я достигаю вершины с меньшими усилиями и без лишних неудобств.
Оттачивание навыков прокладывания лыжни
Прокладывание лыжни — это навык, который совершенствуется на протяжении всей практики катания в дикой местности. Независимо от того, первый это ваш год катания или пятидесятый, создание качественной лыжни — это то, что стоит оттачивать и анализировать каждый раз, когда вы отправляетесь в поход.
Источник: https://www.voile.com/blog/the-art-of-setting-a-skin-track/